446540, Самарская область, село Сергиевск, ул. Ленина, дом 22 Телефон: 8 (84655) 2–18–05 Факс: 8 (84655) 2–11–72
Email: adm@sergievsk.ru

И.Кнорринг: новости

КНОРРИНГИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИИ

     Семинар под таким названием состоялся 11 мая 2012 г. в селе Елшанка м.р. Сергиевский Самарской области. Он включал в себя исторический, филологический, педагогический и краеведческий аспекты. Герои семинара историк, педагог и писатель Николай Николаевич Кнорринг (18801967); его дочь, поэтесса Ирина Николаевна Кнорринг (19061943); и его племянница, мемуарист Нина Борисовна Кнорринг (19051997). Эти имена и название села знакомы членам Общества изучения русской усадьбы: год назад на одном из заседаний ОИРУ был прочитан доклад «Усадьба Кноррингов в Елшанке».
     За моральную и финансовую помощь в организации семинара хочется выразить глубокую благодарность Главе муниципального района Сергиевский Анатолию Валентиновичу Шипицину. Мы благодарны также ведущему специалисту Управления культуры администрации м.р. Сергиевский О.Н.Николаевой, курирующей подготовку семинара; главе Елшанского поселения С.В.Прокаеву и зам. главы А.И.Николаеву; директору Елшанской СОШ Г.Е.Маколиной; учителю русского языка и литературы Н.М.Мурадовой, обеспечившей техническую поддержку; учителям, ученикам и сотрудникам школы, оказавшим посильную помощь.
    Задача семинара заключалась в поиске путей интеграции наследия Кноррингов в литературное краеведение и популяризация его, а также в попытке оценить перспективу создания природоохранной и историко-литературной зоны в Елшанке. Эти шаги несомненно будут способствовать многостороннему развитию села и формированию духовно-нравственных, гражданских качеств нашей молодежи. Участниками семинара стали ученые-филологи, учителя средней школы, журналисты как жители Елшанки, так и гости из соседних поселков, из Самары и Москвы. В числе гостей семинара были директор Елшанского клуба Л.А.Макарова, главный редактор журнала «Самарская Лука»  Г.В.Маевская, начальник Отдела по развитию туризма администрации м.р. Сергиевский С.Н.Зеленина, руководитель Краеведческого центра школы №74 г. Самары Н.И.Крюкова и многие другие, проявившие интерес к данной теме. В Елшанке собрались люди, объединенные одним началом: желанием понять, что стоит за строками писателей-изгнанников.
     На открытии семинара выступили зам. главы м.р. Сергиевский Екатерина Евгеньевна Кириллова и и.о. руководителя Северного управления Министерства Образования и науки Татьяна Владимировна Османкина. Были зачитаны приветствия от наследников: Надежды Михайловны Черновой-Софиевой (невестки И.Кнорринг) и Гали Дмитриевны Петровой (внучки Г.Б.Кнорринг).
     Первая часть семинара была посвящена Кноррингам в контексте истории и литературы русской эмиграции. В виде слайдшоу была дана ретроспектива жизнедеятельности и творческой биографии Кноррингов в России и в эмиграции (И.М.Невзорова, член Союза писателей Москвы). Доктора филологических наук, профессора Самарского Государственного института сделали доклады на темы: «Метагеография русской литературной эмиграции» (Сергей Алексеевич Голубков, зав. кафедрой русской и зарубежной литература), «Жанр поэтической реминисценции: Владимир Набоков и Ирина Кнорринг» (Людмила Борисовна Карпенко), «Мать и сын: прорастание в отечество: об одной художественной доминанте в поэзии И.Кнорринг» (Геннадий Юрьевич Карпенко). Надо отдать должное профессорам, сумевшим преподнести весьма сложный материал, развернув его соответствующим образом, в интересах аудитории.
     Вторая часть семинара включала в себя выступления уроженцев Елшанки, учителей и выпускников Елшанской школы, и была посвящена краеведческим аспектом. «Ключ от счастья Елшанка», писала Ирина Кнорринг в своем дневнике. К этой мысли апеллировали выступающие, объясняя, что корни творческого начала Кноррингов питаются елшанскими родниками.
     Бывший директор Елшанской школы, писатель и поэт С.В.Летуновский рассказал о жизни школы в годы ее размещения в «бывшем барском доме» (не сохранился), в доме Бориса Николаевича Кнорринга (18751940-е), брата Н.Н.Кнорринга. Поясним, что в Елшанке постоянно жила, вплоть до «бегства» осенью 1918 г., семья Б.Н.Кнорринга Нина Владимировна Кнорринг с детьми Игорем, Гали, Ниной и Олегом. Именно в этом доме родилась Ирина Кнорринг и проводила впоследствии каникулярные месяцы, вместе со своими кузенами. В «барском доме» школа размещалась в 19311965 годах. Причем в здании земской школы («Школы Кнорринга») были оборудованы актовый и физкультурный залы, физический и химический кабинеты, а учебные классы перенесли «барский дом». После открытия школы-семилетки занятия проходили в две смены.
     О трудностях на пути сохранения природы и исторического наследия Елшанки, о первых шагах на этом пути поведала экономист Т.С.Жукова. После цитирования документов, она сказала: «Елшанка это место, отмеченное Богом, с уникальной по своей красоте природой. Леса, поля, горы, река Сок и озеро Липовое манят всех, кто когда-либо побывал здесь&» Добавим, что именно Татьяна Сергеевна любезно вызвалась помочь отыскать среди лесов, полей и гор деревню Губинка, где, по сведениям, жили родственники Кноррингов, но эта страница биографии семьи еще остается белоснежной.
     Преподаватель мировой художественной культуры одной из московских школ Т.С.Сахарова рассказала о распространенном в современной школе «методе проектов», проиллюстрировав на примере дневника Ирины Кнорринг (Кнорринг И.Н. Повесть из собственной жизни: Дневник. Т. 1 М.: Аграф, 2009) способ подбора материала для литературной экспозиции будущего музея. Она рассказала также об изучении литературы Русского Зарубежья в средней школе и о хрестоматии, выпущенной ЮАО Москвы, в ней представлены и стихи И.Кнорринг.
     Учитель литературы и местный библиотекарь Г.Б.Земскова рассказала о том, как на уроках внеклассного чтения изучают творчество их землячки, Ирины Кнорринг. Именно Галина Борисовна провела в Елшанской школе первый урок, посвященный ее творчеству. Заметим, что сегодня в сельской библиотеке организован постоянный «уголок» Кноррингов, где представлены их произведения и посвященная им литература.
     Самарский литературно-мемориальный музей имени М.Горького представляли профессор СамГУ д.ф.н. М.А.Перепелкин, к.ф.н. А.А.Косицын и ст.н.с. А.С.Атрощенко. Был показан фильм «Ключ от счастья Елшанка» (автор сценария и режиссер М.А.Перепелкин). Состоялась презентации книги стихов И.Кнорринг «О чём поют воды Салгира» (М.: 2012).
     На основе материалов из семейных архивов в школе была организована однодневная выставка «В далёкой Святой России&», посвященная семье Кнорринг. Двенадцать стендов, а также копии фильма и книги затем были переданы в формирующийся фонд музея Елшанки. Материалы были переданы и в Сергиевский историко-краеведческий музей.
     Студенты СамГУ Анастасия Яковлева, Яна Тефнанц, Алёна Лыхина и Андрей Баранов под руководством своего педагога М.А.Перепелкина представили на суд публики литературную композицию «Россия печальное слово&» (по стихам и дневникам И.Кнорринг). Спектакль был перенесен из помещения на солнечный школьный двор, к стенам «Дома учителя». Столетний клен, вросший в стену дома, бумажный кораблик (символ изгнания) и бумажный веер (символ мечты юной девушки) служили декорацией и реквизитом спектакля.
     Участники семинара совершили прогулку по бывшей усадьбе. Гостей Елшанки познакомили с местными историческими и природными достопримечательностями.
     В ходе семинара профессора и студенты, учителя и родители знакомились с «материалом», из которого слагаются ностальгические стихи Ирины Кнорринг о России и статьи Н.Н.Кнорринга (о развитие Самарской губернии, о деятельности его отца, о классической педагогике), получая «прививку» литературного краеведения. С другой стороны, все участники семинары нащупывали новые стратегические (нравственные и профессиональные) ориентиры в преподавании предметов и воспитании детей, невольно сопоставляя образование классических гимназий и земских школ времен Кноррингов с «эпохой ЕГЭ».
     В кулуарах шли постоянные дискуссии на животрепещущие темы. Участники семинара, понимая трудность быстрого ремонта «Дома учителя», согласились с предложением администрации района разместить экспозицию музея в одном из классов Елшанской школы. С воодушевлением было принято и другое предложение: сделать страницу, посвященную истории села и усадьбе Кноррингов в Елшанке, на сайте Сергиевской администрации. Участники семинара пришли к выводу, что такие собрания надо делать непременно открытыми для старшеклассников и молодежи.
     Завершился семинар, как положено, дружным банкетом и песнями под аккордеон. Две солистки вокального ансамбля «Грустиночка», Е.М.Летуновская (учитель музыки) и Г.Б.Земскова, пели под аккордеон для гостей. После исполнения «Гимна Елшанке» (слова С.В.Летуновского, музыка Юрия Клочкова), вызвавшего в слушателях очередную волну патриотических чувств, была высказано мысль: если бы каждый кулик так хвалил свое болото, то печальный лозунг «Россия, которую мы потеряли», постепенно, но бесповоротно заменил бы иной «Россия, которую мы не потеряем!»

Ирина Невзорова, пред. Оргкомитета семинара
Использованы фотографии Алеси Атрощенко, Анны Мининой,
Ольги Сидоровой, Ирины Невзоровой

Ссылки по теме:
«Поэт и поэтесса»: М.Цветаева и И.Кнорринг» http://yubik.net.ru/_ld/2/228_museum-cvetaeva.pdf
Ирина Кнорринг. «Повесть из собственной жизни: Дневник» (фрагмент) http://kreschat.newhost.ru/40/25.htm
Творческий путь Ирины Кнорринг: опыт становления русского поэта в изгнании http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia//2009/2009_4_242_247.pdf
Африка в судьбе Ирины Кнорринг http://www.asiaafrica.ru/index/12-09/Nevzorova.pdf
Ирина Кнорринг: сны о России http://www.kovcheg-kavkaz.ru/issue_36_343.html
Нина Кнорринг. «Ближе к сердцу: мой русский дом» [воспоминания] http://prostor.ucoz.ru/publ/57-1-0-1912; http://prostor.ucoz.ru/publ/57-1-0-1931; http://prostor.ucoz.ru/publ/57-1-0-1950
Материал к творческим биографиям П.Н.Милюкова, К.Д.Бальмонта, Н.Н.Кнорринга http://www.utoronto.ca/tsq/35/tsq35_nevzorova.pdf
Анна Минина. http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=6887